Работа Татьяны Борисовны Цукор — высокопрофессиональный, актуальный и ценный практический вклад в стоматологию, не только в детскую, но и общую.
Главные достоинства книги:Общемедицинский подход к здоровью пациента. Это концепция современной медицины Health CARE («Забота о здоровье»), которая направлена на заботу о здоровье пациента в целом, а не только на лечение отдельных выявленных заболеваний. Переход стоматологов к технологии «Забота о здоровье» предполагает расширение их профессионального сознания и зоны ответственности, принятие в расчет ценностей современного получателя стоматологической помощи — в клинику люди обращаются за восстановлением или обретением и стоматологического, и общего здоровья. Вот почему в лечении детей с проблемами зубов, кроме стоматолога, участвуют лор, невролог, логомиотерапевт и остеопат. Иначе, как доказано в книге Татьяны Борисовны, невозможно успешное устранение многих аномалий в полости рта у детей разного возраста. При этом общемедицинский подход не только заявлен (такое встречаем в публикациях стоматологов), но и конкретизирован в отдельных разделах книги. Здесь показаны задачи каждого специалиста нестоматологического профиля — зачем он нужен, что он видит (должен видеть) в стоматологии, как определяет причинно-следственные связи стоматологических заболеваний с аномалиями, изучаемыми в рамках его медицинской специализации. Именно такой общемедицинский подход к лечению детей — особенно ценный вклад автора книги в детскую стоматологию, которая в основном ограничена традиционными аспектами: лечение кариеса, исправление прикуса, применение анестезии и т. д.
Автор исходит из классического положения о функциональном единстве органов человеческого тела. В работе Татьяны Борисовны эта теория раскрыта в ответе на конкретные вопросы: почему положение языка влияет на лицо в целом? Как успех лечения детей зависит от функционального взаимодействия языка, щек, губ и от ряда мышц, включая мышцы передней позвоночной связки, то есть до шеи. Эти органы составляют функциональное единство, что находит практическое доказательство на страницах книги.
Автор ярко демонстрирует дисциплину своего интеллекта. Это достоинство специалиста проявляется в системе доказательств своих идей и в умении при этом ориентироваться на восприятие читателя, помогать ему понять материал. Каждый раздел книги выдерживает такую структуру:
- данные наблюдений за конкретным миолингвистическим состоянием пациентов;
- причины и следствия выявленного нарушения;
- интересный факт, касающийся освещаемой темы;
- клинический случай из личной практики Татьяны Борисовны;
- эксперимент, который надо самостоятельно провести читателю, чтобы на себе почувствовать специфику рассматриваемого явления;
- рисунок-иллюстрация, помогающий понять описываемые феномены.
Особо следует отметить ценность сведений о причинах и следствиях выявляемых отклонений от норм стоматологических показателей. Практика показывает, что многие стоматологи ограничиваются устранением выявленных нарушений, и это негативно сказывается на результатах лечения, принижает оценку пациентами их профессионального мастерства и доверия к ним.
Научно-практическую ценность имеет авторская междисциплинарная классификация Т. Б. Цукор миологоокклюзионных нарушений. Приводится 7 комплексов из наблюдений за известными зарубежными артистами, что придает классификации оригинальность, например, комплекс «Улыбка Квентина Тарантино». Для каждого комплекса указываются признаки отклонений от нормы, дается рисунок-схема патологии, история из практики лечения «Рассказывает Татьяна Цукор».
Внимание читателей заслуживает материал, посвященный оправданным и не оправдавшим себя методам лечения детей. Это итог многолетних наблюдений и доказательство профессиональной честности автора книги. Многие стоматологи обходят молчанием эту тему.
Книга адресована широкому кругу стоматологов, которые заинтересованы в повышении своего профессионального уровня. Это детские стоматологи и стоматологи общей практики, осуществляющие медицинскую помощь пациентам по всем клиническим направлениям. В книге рассматривается организация дистанционной (онлайн) помощи логомиотерапевта тем стоматологам, у которых нет достаточных знаний и технических возможностей для проведения миологофункциональной терапии и сопровождения пациентов, нуждающихся в ней. При этом Татьяна Борисовна честно показывает достоинства и недостатки дистанционного сотрудничества.
Адресатами книги являются также родители детей разного возраста. Это те мамы и папы, которые проявляют искреннюю заботу о здоровье и жизненных успехах своего потомства, которые готовы посвящать время исправлению аномалий в полости рта ребенка. Здесь уместно отметить, что услуги команды специалистов при лечении детей обходятся недешево, но все равно в разы дешевле, чем исправление проблем во взрослом возрасте. К чести сторонников комплексного подхода, при исправлении нарушений в стоматологии детства эта тема не рассматривается как условие повышения доходов клиники (задача, педалируемая множеством клиник). Для автора книги и членов команды главное — квалифицированная помощь детям, материальные интересы не являются предметом обсуждений и стимуляции сотрудников.
В книге есть разделы, касающиеся медицинского сервиса в стоматологии. Сервис, по нашему разумению, это система мероприятий, которые на разных этапах сопровождают стоматологические услуги, облегчают их получение и доставляют комфорт, удовлетворение. Конкретно такой сервис проявляется в предоставлении «Памятки для пациентов: 10 сигналов о том, что пора вести ребенка к ортодонту», и готовности сотрудников клиники подсказать пациентам, куда лучше обратиться для уточнения ситуации, требующей консультации аллерголога, иммунолога или эндокринолога.
Общее впечатление о книге Т. Б. Цукор: автор сработала на совесть, с полной выкладкой.